Что читает молодежь?
Социологические словари определяют молодежь, как социально возрастную группу населения в возрасте от 14-28 лет.
Знаменитый психолог Курт Левин охарактеризовал молодежь как слой населения, который отошел от одной группы (дети) и еще не пришел к другой (взрослые).
Для молодежи характерно отрицание авторитета взрослых: семьи, родителей, учителей. Из–за этого сложилось мнение, что современные молодые люди – это часть населения, которая ничего не хочет, ни о чем не мечтает, и которой не до чего нет дела. Так какая же нынешняя молодежь? Что ее интересует? К чему стремятся молодые люди? Какие они? Эти вопросы интересуют многих психологов и исследователей юношества. Социологические опросы молодых людей в возрасте от 18-25 лет показали, что «Нынче модно быть активным, быть лидером, быть немножко не от мира сего. Исповедовать даосизм, цитировать Конфуция, слушать Баха и Вагнера, изучать культуру Востока и Африки, учить мертвые языки, но самое странное – читать книги. Нынче модно читать Достоевского или что – нибудь посложней ».
Современная молодежь получает информацию из вне в обобщенном виде чрез зрительный анализатор, и очень мало жизненных ситуаций, из которых она может получить информацию от своего внутреннего «Я». Читать чужой текст – это значит читать и свою душу, сравнивать и анализировать. Сейчас многие молодые люди читают. Работники библиотек должны знать, изучать и понимать волнующие молодежь проблемы и ее интересы, поэтому эта тема будет востребованная.
Начиная с конца XX века наблюдается широкое распространение массовой поп-культуры, проповедующей распущенность и вседозволенность, копирующей с небольшим опозданием западные аналоги, например: хиппи, рокеров, панков. Досуг среди приверженцев такой «культуры» начинает восприниматься как основная форма жизнедеятельности. Но не все так безнадежно. Ведь, с другой стороны, нельзя не видеть в молодежной среде примеров проявления патриотизма, гражданственности и солидарности, сознательности и ответственности, жажды знаний и самосовершенствования. Молодежь стремится к идеалу, и библиотеки играют в этом очень важную роль. Это требует от работников библиотек неустанного поиска новых нестандартных форм и методов работы, адресного подхода к юношеству.
Среди молодых людей всех возрастов популярны серии книг «Ужастики» и «Страшилки». Эти книги о вампирах и оборотнях с леденящими кровь сюжетами как не странно помогают расслабиться после напряженного учебного или рабочего дня. Среди авторов книг с подобным содержанием наиболее известны такие как: Елена Артамонова, Игорь Веркин, Фиона Келли, Стивен Кинг и др.
На втором месте стоят детективы Дарьи Донцовой, Александры Марининой, Юлии Шиловой, Татьяны Устиновой, Фридриха Незнанского и др. Эти авторы пользуются высоким спросом среди молодежи 18-19 лет и старше. Среди женской половины читателей популярна серия «Ироничный детектив», а среди мужчин особым спросом пользуется Ф. Незнанский. Его книги более серьезные.
На третье место вышли женские романы: Бертис Смолл, Жульеты Бенцони, Даниелы Стилл, Аманды Квик. Девушки зачитываются книгами о приключениях гордой Скай Омалли (Б. Смолл), бесстрашной Анжелики (Анна и Серж Голон), прекрасной Катарины (Ж. Бенцони). Немалым спросом пользуются и исторические романы «Таис Афинская» Ивана Ефремова, «Турецкий гамбит» Бориса Акунина, «Рамсес» и трилогия «Убитая пирамида» Кристиана Жака, романы Паулины Гейдж, а также романы из серии «Великие женщины»: «Клеопатра VII», «Елизавета Великая», «Анна Австрийская», «Изабелла Кастильская», «Королева Виктория», «Принцесса Фике» и тд.
А на четвертом месте, как это не печально, старая, добрая классика: Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский, Булгаков – это серьезные авторы и их книги не для развлечений. Но и они пользуются не малым спросом. И причем читают не только то, что задают преподаватели..
Из всего сказанного можно сделать вывод, что современная молодежь читает и читать становится модно. Читательские интересы молодежи разнообразные. Читают в основном книги, считая, что они интереснее журналов и газет. Выбирают книги с философскими рассуждениями, научную фантастику и фентези, детективы и романы. Классику читают редко, в основном учебную программу, но иногда и вне программы, для своего удовольствия. Однако круг читающих молодых людей небольшой, но есть надежда на то, что он скоро увеличится. Все больше юношество приобщается к чтению и главную роль в этом играют библиотеки.
Для того, что бы приобщить молодежь к чтению в библиотеках проводят массовые мероприятия на интересующие юношество темы, а также обзоры выставок и другие мероприятия.
Проблемы чтения молодежи.
Чтение – это способ обретения культуры, средство расширения кругозора и интеллектуального развития, посредник в общении, базовое умение для учения и жизни. Необходимо, что бы оно стало инструментом успешной деятельности в различных сферах жизни (учебе, работе, отношениях с людьми – в семье, в кругу друзей). Поэтому просто необходимо рассмотреть проблемы молодежи в области чтения, мы должны понять, почему оно отошло на второй план.
Итак, молодежь читает и читает не только то, что надо по программе, но и для собственного интереса. Однако не будем отрицать, что таких мало! Престиж чтения повышается, но это происходит очень медленно.
Сегодня на процесс социализации подрастающего поколения усиливается влияние «некнижных» средств массовой информации. Количество каналов получения информации растет. Наряду с традиционными – книгой и периодикой – все больше места в жизни занимают аудиовизуальные («экранные») СМИ. Развивается культура, которую называют «экранной» («видеокультурой», «аудиовизуальной культурой»). Эта культура оказывает огромное влияние на чтение :
· Падает символический статус чтения и его престиж.
· Меняется восприятие печатного текста и информации (восприятие становится поверхностным и фрагментным).
· Меняется мотивация чтения и репертуар читательских предпочтений (например: под влиянием телевидения и видеопросмотров усиливается интерес к тем темам и жанром, которые представлены на экране, особенно приключенческим – детективам, триллерам, книгам ужасов, комиксам).
· Предпочитается печатная продукция, где широко представлен видеоряд, отсюда популярность иллюстрированных журналов и комиксов.
Отсюда можно сделать вывод, что главную конкуренцию книгам составляют телевидение и Интернет. То время, что раньше тратилось на чтение, сейчас заменили телепросмотры и компьютерные игры. У молодежи ярко выражен мотив: «Хочу почитать что–либо легкое, развлекательное», и выбирают журналы с обилием иллюстраций. Романы читают значительно меньше чем раньше.
Большинство молодых людей знакомо с Анной Карениной, Обломовым, Наташей Ростовой и Печориным только по фильмам. Прочитать четырехтомник «Войны и мир» сложней, чем просмотреть фильм, но никто почему-то не учитывает, что в фильм – это задумка режиссера, а не автора. Даже если фильм снят по роману в нем больше режиссера, чем автора. Примером может служить фильм, снятый Владимиром Бартковым по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита». В фильме много таких моментов, которых нет в книге и нет того, о чем писал Булгаков. Фильм, снятый по произведению (неважно какому) и само произведение две больших разницы.
Однако не все так трагично, как кажется на первый взгляд. После просмотра удачного фильма по хорошему роману всегда хочется прочитать книгу и сравнить, узнать о чем «промолчал» режиссер. Для некоторых молодых людей поиск отступлений режиссера от произведения стали чем-то вроде хобби.
Отдельно следует выделить Интернет и компьютерные игры. Компьютерные игры негативно влияют на современную молодежь, особенно если в них присутствуют сцены убийств и насилия (DOOM, SILENT HILL, GTA FAR). И наоборот интеллектуальные игры воздействуют благотворно.
В связи с тем, что молодежь предпочитает больше времени проводить за экраном телевизора или компьютера создаются электронные библиотеки, а книги на дисках пользуются большим спросом, чем традиционные. Книги классиков отцифровывают, и молодые люди активно берут их для чтения. Также создают электронные версии журналов для юношей, например «Мир ПК», и многие другие. В библиотеках проводятся выставки, посвященные тем автором, по книгам которых были сняты фильмы, а также конкурсно – игровые программы, посвященные произведениям разных авторов, и молодежь с интересом принимает участие в этих конкурсах.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что, несмотря на то, что престиж чтения падает, молодежь продолжает читать. Традиционные книги постепенно вытесняют электронные, и это новое веянье времени активно поддерживает молодое поколение. Современная молодежь предпочитает получать информацию на электронных носителях или искать в Интернете, я считаю, что это не так уж страшно как думают многие исследователи юношества. Главной проблемой Интернета я считаю то, что там много различной информации и порой в ней трудно сориентироваться и найти необходимую. Основная задача библиотекарей помочь молодым людям найти максимум необходимой информации при минимальных затратах.
Чтение – один из важнейших компонентов современной жизни. Оно влияет на общение с друзьями и близкими, является средством приобщения к культуре, расширяет кругозор и, наконец, служит средством развлечения .