Права ребенка и проблема насилия на экране
Несовершеннолетняя аудитория и насилие на экране: предпочтения, воздействия, влияния, следствия контактов
«Современные зрители смотрят фильмы в основном по видео, кабельному и эфирному телевидению. К экранному насилию, предлагаемому этими каналами, наиболее часто обращаются соответственно 51, 23 и 15 процентов юношей и девушек».Негативное воздействие медиатекстов, содержащих сцены насилия, на молодежь в условиях практического отсутствия официального контроля и педагогических рекомендаций отмечается повсеместно. Общий контекст здесь таков: после отмены цензуры в средствах массовой информации,как известно, на рубеже 90-х годов двадцатого века, на кино/теле/видеоэкранах страны стали демонстрироваться (практически без возрастных ограничений) тысячи отечественных и зарубежных медиатекстов, содержащих сцены насилия. Только за пять лет (1993-1998) было снято около 300 российских фильмов, «в которых набралось более 4000 сцен насилия и убийств»
Низкий уровень жизни основной массы населения, не способного покупать лицензионную продукцию, существенно облегчает жизнь процветающему аудиовизуальному пиратству, в том числе в области несанкционированного закупкой авторских прав показа фильмов по провинциальным частным кабельным и дециметровым телеканалам, продажи и проката видеокассет, компьютерных дисков и т.д. Однако в отличие от развитых западных стран, где существуют государственные программы контроля за экранным насилием и ограждением детей, несовершеннолетней молодежи от негативного воздействия сцен насилия на экране, у нас до сих пор все оставлено на самотек.
.«Ориентации и предпочтения учащихся по отношению к изображению насилия на экране».
Кинопредпочтения учащихся
А) возрастная группа 7-8 лет
В пятерку самых предпочитаемых младшими школьниками фильмов входят: «Король лев» (14,00%), «Терминатор» (12,67%), «Назад в будущее» (12,67%), «Рембо» (12,00%) и «Бриллиантовая рука» (8,00%). Таким образом, как минимум два наиболее предпочитаемых данной аудиторией фильма («Терминатор» и «Рембо») содержат целый «пакет» сцен с натуралистично изображенным насилием разного рода. К тому же, оба эти фильма в США, например, демонстрировались с серьезными возрастными ограничениями (R — несовершеннолетние до 17 лет допускаются на сеанс только в сопровождении родителей или опекунов). Для российских детей 7-8 лет, как мы видим, никаких возрастных рейтинговых барьеров не существует…
Гендерная выборка по той же таблице несколько отличается от общих результатов. Выбор мальчиков более определенно сдвинут в сторону фильмов с жесткими сценами насилия: первое и второе место делят «Терминатор» (20,73%) и «Рембо» (18,29%). В то время, как выбор девочек более миролюбив — список их предпочтений с большим отрывом возглавляет мультфильм диснеевской студии «Король лев», за которым идут комедии «Бриллиантовая рука» и «Игрушка» плюс фантастическая лента «Назад в будущее» (каждую из этих картин предпочло 10,29% девочек).
Б) возрастная группа 12-13 лет Первая пятерка предпочитаемых фильмов у подростков выглядит, естественно, иначе, чем у младших школьников: «Назад в будущее» (11,33%), «Бригада» (10,00%), «Никита» (8,00%), «Король лев» (7,33%), «Терминатор» (6,67%). Как мы видим, мультфильм «Король лев» занял у подростков лишь четвертое место, тогда как на первое место вышел фантастический блокбастер Р.Земекиса «Назад в будущее». В пятерке «хитов» данной аудитории можно обнаружить 3 фильма, сюжет которых отчетливо связан с натуралистическим изображением таких сцен насилия, как убийство, терроризм, вооруженное нападение и т.п.: «Бригада» (10,00%), «Никита» (8,00%) и «Терминатор» (6,57%).
У мальчиков данного возраста предпочтения сюжетов с откровенными сценами насилия выглядят еще более отчетливо: «Бригада» (11,26%), «Терминатор» (8,45%), «Молчание ягнят» (8,45%), «Рембо» (7,04%)… Иными словами, первые четыре места занимают только фильмы, содержащие показ сцен жестокого насилия.
Школьницы, как и следовало ожидать, менее ориентированы на «экранное насилие» в своих предпочтениях. На первом и втором местах у них «Назад в будущее» (16,45%) и «Король лев» (13,92%). Но в то же время в первой пятерке тоже violent films : «Никита» (10,13%), «Бригада» (8,86%) и «Пятница, 13» (8,86%).
В) возрастная группа 16-17 лет
Как видно из итоговых данных, сведенных в таблицу 1, в десятку наиболее предпочитаемых 16-17 летними учащимися фильмов вошло семь картин: «От заката до рассвета» (22,67%, гендерных различий нет), «Никита» (17,33%; 6,25% голосов юношей и 30,00% — девушек), «Основной инстинкт» (16,67%; 13,75% голосов юношей и 20,00% — девушек), «Твин Пикс» (16,00%, без видимых гендерных различий), «Прирожденные убийцы» (11,33%, без гендерных различий в процентах голосов), «Однажды в Америке» (10,00% — без отчетливых гендерных различий) и «Пятница, 13» (10,00%; 2,50% голосов мальчиков и 16,57% — девочек). При этом именно насыщенные кровавыми сценами ленты — абсолютные лидеры по числу отданных голосов (лидер юношей — «От заката до рассвета» — 22,50% голосов; лидер девушек — «Никита» — 30,00% голосов).
Зато, как и в предыдущих возрастных группах, экранные произведения арт-хауса имеют малое количество поклонников.
В 1999 году я проводил аналогичный опрос старшеклассников. Тогда первая тройка лидеров оказалась составленной из мелодрамы («Красотка») и двух комедий («Бриллиантовая рука», «Джентльмены удачи»). При этом количество поклонников фильма Р.Родригеса «От заката до рассвета», представляющего собой пародийную смесь из жестокой гангстерской драмы и фильма ужасов, не превысило 17%, тогда как «Красотке» отдали предпочтение 26% тинэйджеров (правда, преимущественно — девушек).
В 2003 году популярность у учащихся старшего возраста постоянных хитов телерепертуара центральных каналов «Бриллиантовой руки» и «Джентльменов удачи» резко упала по сравнению с 1999 годом, что свидетельствует о существенной переориентации медийных предпочтений молодежной аудитории.
Г) обобщенные результаты анкетирования учащихся трех возрастных групп
В обобщенных результатах анкетирования 450 учащихся (233 респондента мужского пола, т.е. 51,78% и 217 — женского, т.е. 48,22%) пятерка лидеров выглядит следующим образом: «Назад в будущее» (14,00%), «Никита» (10,89%), «От заката до рассвета» (9,33%), «Король лев» (8,44%), «Терминатор» (8,00%). При этом за «Назад в будущее» проголосовало на 4%, за «Никиту» — на 12%, а за «Короля льва» — на 10% больше респондентов женского пола, чем мужского. Зато у «Терминатора» на 10% больше поклонников среди школьников, чем среди школьниц.
Популярная в группе 12-13-летних учащихся криминальная сага «Бригада» во «всевозрастном» балансе не набрала и 6% голосов, т.к. 7-8-летняя аудитория не заинтересовалась этим сериалом, сюжет которого, скорее всего, показался для младших школьников слишком «взрослым».
Гендерные различия проявились также в том, что 10,14% школьниц проголосовали за мирную мелодраматическую комедию Э.Рязанова «Ирония судьбы» (у школьников — всего 1,29% голосов) а, 9,22% — как ни странно — за агрессивный триллер о кровавом маньяке «Пятница, 13» (у школьников — 3,43%). Школьники же выделили напичканные насилием боевики «Рембо» (10,73% против 1,38% у школьниц) и «Леон» (8,15%, против 0,00% у школьниц). В любом случае в пятерку любимых фильмов по обобщенным результатам голосования вошли 3 фильма («Никита», «От заката до рассвета», «Терминатор»), сюжеты которых практически полностью построены на сценах жестокого насилия (преимущественно показаны убийства и жестокие увечья). В целом фильмы со сценами насилия получили большее число голосов респондентов мужского пола.
Компьютерные игры, которые нравятся учащимся
А) возрастная группа 7-8 лет
Анализ результатов анкетирования в данной возрастной группе показывает, что 16,00% школьников (14,63% мальчиков и 17,65% девочек) по разным причинам не имеют возможности играть в компьютерные игры. Тогда как у остальных наиболее популярны такие игры как “Tetris ” (24,67%; мальчики — 25,61%, девочки — 23,53%), “ Aladdin” (23,33%; мальчики — 17,07%, девочки — 30,88%) и “ Doom” (8,00%; мальчики — 10,97%, девочки — 4,41%). Из тройки лидирующих игр только одна (“Doom ”) построена на перманентных сценах насилия, при этом у мальчиков она более чем в два раза популярнее, чем у девочек).
Б) возрастная группа 12-13 лет
В этой группе не имеют доступа к компьютерным играм 18,67% школьников (14,08% мальчиков и 22,78% девочек). Тройка лидирующих игр в целом выглядит так: “Tetris” (23,33%; мальчики — 14,08%, девочки — 31,64%), “ Aladdin” (23,33%; мальчики — 19,72%, девочки — 26,58%) и “ Tennis” (7,33%; мальчики — 8,45%, девочки — 6,33%). Итак, в целом в тройку лидеров не попали игры, построенные на интерактивном насилии. Однако у мальчиков 3-4 места (с одинаковым показателем 9,86%) заняли агрессивные “Doom” и “Mortal Combat”. Тенденция повышенной популярности violent games среди мальчиков сохраняется и в данной возрастной группе.
В) возрастная группа 16-17 лет
13,33% опрошенных данной возрастной группы (12,50% юношей и 14,28% девушек) заявили, что не имеют практической возможности играть в компьютерные игры.
Как и в двух первых возрастных группах на первом месте у опрошенных игра-мозаика «Тетрис», не содержащая сцен насилия (38,67% процентов опрошенных, без существенных различий по гендеру, в опросе 1999 года эта цифра была несколько больше — 44,65%), в то время как основанная на сценах насилия игра «Doom » собрала почти в пять раз меньше поклонников (8,00%). Популярная в предыдущих возрастных группах вполне мирная игра Aladdin набрала 24,00% (гендерных различий нет) почитателей, то есть практически столько же, как и у 7-8-летних и 12-13-летних.
Г) обобщенные результаты анкетирования учащихся трех возрастных групп
Обобщенные результаты в принципе совпадают с отдельными. На первом месте у 450 опрошенных учащихся мирные игры «Тетрис» (26,67% процентов опрошенных) и Aladdin (23,55%). При этом и в том, и в другом случае голосов респондентов женского пола на 7% больше, чем мужского.
Затем идет (без существенной гендерной разницы) куда более агрессивная по сюжету игра “Doom ” (7,55%).
16,22% опрошенных всех возрастных групп (13,73% респондентов мужского пола и 18,43% — женского) заявили, что не имеют практической возможности играть в компьютерные игры.
Страны-производители экранной продукции, в фильмах, телепередачах, компьютерных играх которых, по мнению учащихся, содержится наибольшее число сцен насилия
А) возрастная группа 7-8 лет
Школьники данной возрастной группы в целом верно определили, в каких странах производятся фильмы, телепередачи и компьютерные игры, содержащие наибольшее число сцен насилия: США (42,00%), Россия (17,33%), Япония (10,67%). При этом гендерная разница в данных ответах школьников минимальна.
Б) возрастная группа 12-13 лет
Америка тоже указана школьниками данной возрастной группы как главный поставщик экранной продукции, содержащей сцены насилия (30,67% опрошенных вывели ее на первое место). На втором месте опять Россия (28,00%). На третьем — Китай/Гонконг (14,00%), который в группе 7-8 летних занимал 4 место.
В) возрастная группа 16-17 лет
В отличие от предыдущих возрастных групп главным производителем экранной продукции, содержащей сцены насилия, 16-17-летние указали Россию (25,33% в целом, при 18,75% голосов юношей и 32,86% голосов девушек). На втором месте оказались США (22,67%). На третьем — Китай/Гонконг (17,33%). В опросе 1999 по этому показателю, по мнению старшеклассников, безоговорочно лидировали США. Думается, мнения опрошенных 2003 года отражают в основном наплыв российских сериалов на криминальную тему («Бригада», «Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила» и т.п.), случившийся за прошедшие три-четыре года.
Г) обобщенные результаты анкетирования учащихся трех возрастных групп
Итак, на первое место по производству фильмов, телепередач и компьютерных игр, содержащие наибольшее число сцен насилия, учащиеся поставили США (30,00%). Затем идут Россия (21,33%), Китай/Гонконг (12,00%) и Япония (10,00%). При этом гендерная разница в данных ответах не выглядит существенной.
Жанры фильмов, телепередач, компьютерных игр, которые, по мнению учащихся, наиболее часто сочетаются с изображением сцен насилия.
А) возрастная группа 7-8 лет
Младшие школьники посчитали, что сцены насилия наиболее часто содержатся в медиатекстах синтетических жанров (27,33%), action (14, 00%) и триллерах (11,33%).
Б) возрастная группа 12-13 лет
Подростки на первое место поставили детектив (22,67%). За ним — action (16,00%) и смесь жанров (14,00%). Впрочем, и триллер как жанр, содержащий сцены насилия, указан 8,67% учащихся.
В) возрастная группа 16-17 лет
Анализ таблицы 4 дает представление о том, что 16-17-летиние в целом неплохо ориентируются в жанровом спектре экранного насилия: «хорроры» (22,67%), триллеры (22,00%) справедливо указываются в качестве базовых для «экранного насилия».
Г) обобщенные результаты анкетирования учащихся трех возрастных групп
В итоге главными жанрами экранного насилия учащиеся назвали детектив (15,11%), синтез жанров (14,44%), триллер (14,00%), «хоррор» (11,33%) и action (экранный текст, основанный на действии, боевик) (11,11%). Гендерная разница, по данным таблицы 4, также не выглядит существенной. Таким образом, учащиеся вполне удовлетворительно ориентируются в жанровом спектре современных экранных текстов.
Фильмы со сценами насилия, главные герои которых нравятся учащимся
А) возрастная группа 7-8 лет
В пятерку самых предпочитаемых младшими школьниками персонажей фильмов со сценами насилия вошли герои «Терминатора» (18,67%), «Пятницы, 13» (13,33%), «Никиты» (12,67%) «Рембо» (12,00%). Это свидетельствует о том, что этой аудитории нравятся герои самых популярных у нее лент. Напомню, что, по данным таблицы 1, «Терминатор» понравился 12,67% опрошенных, «Рембо» — 12,00% (полное совпадение с данными таблицы 6), «Никита» — 7,33%. Некоторое расхождение между таблицами наблюдается по «Пятнице, 13»: любимым его, согласно таблице 1, назвало лишь 2,67% опрошенных, в то время, как 13,33% пришелся по душе ее главный герой — серийный маньяк-убийца. Впрочем, остальные любимые персонажи младших школьников также миролюбивыми не назовешь: робот-убийца Терминатор, безжалостная Никита, мускулистый спецназовец Рембо, уничтожающие на экране десятки людей…
Парадоксально, но гендерный анализ таблицы 6 показывает, что агрессивный персонаж «Пятницы, 13» нравится больше девочкам (20,59%), чем мальчикам (7,32%). Зато вполне логичным выглядит предпочтения мальчиками Терминатора (25,61% против 10,29% предпочтений девочек) и Рембо (18,29% против 4,41%), а девочками — женственной и красивой киллерши Никиты (20,59% против 6,10% предпочтений у мальчиков).
Б) возрастная группа 12-13 лет В данной возрастной группе список любимых персонажей выглядит так: Никита (23,33%, первое место этому персонажу обеспечил выбор девочек — 29,11%), Рембо (18,67%, сей персонаж попал на второе место благодаря активному голосованию мальчиков — 22,53%) и Терминатор (10,00%, при более активном голосовании мальчиков — 14,08%). Напомню, что «Никита» (8,00%) и «Терминатор» (6,67%) также были в пятерке самых любимых фильмов, названных подростками, однако их персонажи, как выяснилось, понравились подросткам еще больше, чем сами картины.
В) возрастная группа 16-17 лет
Данной возрастной группе пришлись по душе в основном главные герои таких содержащих сцены насилия фильмов, как «Криминальное чтиво» (10,67%, без ощутимой гендерной разницы в голосах), «Основной инстинкт» (10,67%; юноши — 5,00%, девушки — 17,14%), «Пятница, 13» (9,33%; юноши — 8,75%, девушки — 10,00%), «Никита» (8,67%; юноши — 3,75%, девушки — 14,28%), «От заката до рассвета» (8,00%; юноши — 5,00%, девушки — 11,43%), то есть так называемые отрицательные персонажи — мафиози, бандиты, убийцы, жестокие садисты и т.п. Популярные у младших возрастов «Рембо» и «Терминатор» собрали тут в среднем от 3% до 6% поклонников. В таблице 9 зафиксированы предпочтения этой же аудитории, и где 28,67% респондентов заявили, что их привлекают сцены насилия на экранах, поэтому конкретные предпочтения не вызывают удивления.
Сравнительный анализ таблиц 1 и 6 показывает, что в предпочтениях 16-17-летних есть существенная разница между понравившимся фильмом и его главным персонажем. Так «От заката до рассвета» Р.Родригеса понравился 22,67% опрошенных, в то время как его главные герои-бандиты понравились 8,00% аудитории. Аналогичная ситуация возникает и с «Никитой»: его героиня-киллер понравилась 8,67% опрошенных, а сам фильм — считают лучшим 17,33%.
Г) обобщенные результаты учащихся трех возрастных групп
Суммарный итог по всем возрастным группам относительно любимых персонажей фильмов, содержащих сцены насилия, выглядит так: Никита (14,89%, первое место этому персонажу обеспечил выбор респондентов женского пола — 21,20%), Рембо (12,44%, этот персонаж вышел на второе место благодаря поддержке респондентов мужского пола — 17,17%) и Терминатор (10,67% при более активном голосовании респондентов мужского пола — 15,02%), т.е. полное совпадение (при несколько ином процентном соотношении) с результатами опроса 12-13 подростков. Так или иначе, «крутые» персонажи, для которых убить человека, что муху прихлопнуть, нравятся, как минимум каждому десятому из опрошенных учащихся.
Отношение учащихся к показу насилия на экране
А) возрастная группа 7-8 лет
На первый взгляд, данные таблицы 9 могут порадовать: только 6,00% младших школьников (2,44% мальчиков и 10,29% девочек) признались, что их привлекают сцены насилия на экране, тогда как 61,33% (46,34% мальчиков и 75,41% девочек) заявили, что такого рода эпизоды им не нравятся. Однако около трети опрошенных — 32,67% (51,22% мальчиков и 10,29% девочек) не имеют по этому поводу однозначного мнения. Думаю, именно эта часть аудитории стала базой для популярности «Терминатора» и «Рембо» и их персонажей
И только 6,00% семи-восьмилетних школьников признались, что их привлекают сцены насилия на экране, однако, от 7% до 12% процентов тех же респондентов очень понравились такие насыщенные сценами насилия фильмы, как «Никита», «Рембо» и «Терминатор». Таким образом, в ответ на прямо поставленные вопросы об отношении к экранному насилию учащиеся склонны почти вдвое преуменьшать свои реальные предпочтения.
Б) возрастная группа 12-13 лет
Что называется, невооруженным взглядом видно, что в подростковой аудитории почти втрое увеличилась доля поклонников экранного насилия — 16,00%. У мальчиков-подростков процент популярности сцен насилия увеличился по сравнению с младшими школьниками еще заметнее — в 10 раз (25,35%). Ощутимо уменьшилось и число противников сцен насилия на экране (50,00% в целом; 29,58% мальчиков и 68,35% девочек). И по-прежнему около трети опрошенных не смогли четко определиться в своих предпочтениях по отношению к изображению насилия в кино, на телевидении и компьютерном мониторе.
В) возрастная группа 16-17 лет
Данные, приведенные в таблице 9 (приложение 4), показывают, что число 16-17-летних, которых привлекают сцены насилия на экране, равно почти трети опрошенных (28,67%, среди которых — 36,25% юношей и 20,00% девушек). Правда, в опросе 1999 года поклонников экранного насилия среди данной возрастной группы было куда больше — 48,14%.
Отрицательно относятся к экранному насилию 37,53% (17,50% юношей и 46,25% девушек). В 1999 году общая цифра противников экранного насилия была в этой возрастной группе несколько ниже — 28,84%.
Не имеют однозначного мнения по этому поводу — 34,00% (46,25% юношей и 20,00 девушек).
Результаты социологических исследований К.А.Тарасова относительно популярности экранного насилия у 14-17-летней аудитории более близки к результатам нашего опроса: фильмы со сценами насилия понравились 32% юных зрителей (из них — 5% «понравились очень»), негативно оценили эти фильмы 17% школьников. Нейтральную оценку дали 40% участников опроса
Причины просмотра учащимися сцен насилия на экране.
А) возрастная группа 7-8 лет
Младшие школьники чаще всего смотрят сцены насилия на экране от нечего делать, в обычном расположении духа (в целом — 44,67%; мальчики — 42,68%, девочки — 47,06%). Хорошее настроение назвали причиной просмотров 24,00% респондентов данной возрастной группы (36,58% мальчиков и 8,82% девочек). Свыше четверти опрошенных отметили, что смотрят сцены насилия на экране из-за плохого настроения (в целом — 27,33%; мальчики — 15,85%, девочки — 41,18%).
Б) возрастная группа 12-13 лет
Анализ данных таблицы 13 показал, что подростки, так же, как и младшие школьники, отметили, что чаще всего смотрят сцены насилия на экране от нечего делать, в обычном расположении духа (в целом — 51,33%; мальчики — 40,84%, девочки — 60,76%). 22,00% (39,44% мальчиков и 6,33% девочек) утверждали, что причина такого рода просмотров — хорошее настроение. И опять около четверти опрошенных отметили, что смотрят сцены насилия на экране из-за плохого настроения (в целом — 24,67%; мальчики — 16,90%, девочки — 31,64%).
В) возрастная группа 16-17 лет
Среди причин просмотра экранного насилия 16-17-летние указали отсутствие дел, нормальное настроение (55,33%; по данным опроса 1999 эта цифра была 62,32%), плохое (30,00%, без существенных гендерных различий) и хорошее (14,67%, в основном за счет 22,50% юношей) настроение, что в целом напоминает ответы подростков 12-13 лет.
Г) обобщенные результаты анкетирования учащихся трех возрастных групп
Анализ данных таблицы 13 (приложение 5) показал, что аудитория учащихся в целом чаще всего они смотрит сцены насилия на экране от нечего делать, в обычном расположении духа (в целом — 50,44%; респондентов мужского пола — 45,06%, женского — 56,22%). 27,33% (19,74% респондентов мужского пола и 35,48% — женского) считают, что причина такого рода просмотров — плохое настроение. Около четверти опрошенных отметили, что смотрят сцены насилия на экране в хорошем настроении (в целом — 20,22%, при подавляющем превосходстве респондентов мужского пола — 32,62%).
Типы психологических состояний, в которых находятся учащиеся после просмотра сцен насилия на экране.
А) возрастная группа 7-8 лет
Лишь 9,33% младших школьников утверждали, что после просмотра сцен насилия на экране их психологическое состояние не изменяется (6,10% мальчиков и 13,23% девочек). Зато 23,33% опрошенных (14,63% мальчиков и 33,82% девочек) отметили, что после просмотра они были расстроенными. 11,33% (12,19% мальчиков и 10,29% девочек) испытали чувство подавленности. 10,67% (14,63% мальчиков и 5,88% девочек) — ожесточенности.
Итак, больше половины опрошенных учащихся 7-8 лет признались, что испытывают минорные и негативные чувства после просмотра экранных текстов, изображающих насилие.
Б) возрастная группа 12-13 лет
13,33% подростков утверждали, что после просмотра сцен насилия на экране их психологическое состояние не изменяется (без гендерной разницы). В числе других «постпросмотровых чувств» были отмечены замкнутость (в целом — 14,67%; мальчики — 11,28%, девочки — 17,72%), подавленность (в целом — 14,00%; мальчики — 5,63%, девочки — 21,52%), расстроенность (в целом — 11,33%; мальчики — 1,41%, девочки — 20,25%) и даже агрессивность (в целом — 8,00%; мальчики — 12,68%, девочки — 3,80%). Как мы видим, школьницы-подростки испытывают больше негативных чувств, чем их ровесники. И как минимум, каждый десятый подросток признался, что испытывал агрессивные эмоции после просмотра сцен насилия на экране.
В) возрастная группа 16-17 лет
О том, что их психологическое состояние не изменилось, заявили 8,00% опрошенных (3,75% юношей и 18,57% девушек). В числе других чувств были отмечены безразличие (в целом — 14,67%; юноши — 13,75%, девушки — 15,71%), подавленность (в целом — 14,67%; юноши — 13,75%, девушки — 15,71 %), расстроенность (в целом — 12,67%; юноши — 8,75%, девушки — 17,14%) замкнутость (в целом — 20,00%; мальчики — 11,25%, девочки — 8,57%). Агрессивность отметили 9,33% респондентов (юноши — 10,00%, девушки — 8,57%), ожесточение — 8,00% (юноши — 12,50%, девушки — 2,86%).
Итак, больше половины опрошенных снова заявили, что после просмотра «экранного насилия» испытывает негативные эмоции.
Г) обобщенные результаты анкетирования учащихся трех возрастных групп
Только 10,22% опрошенной аудитории утверждали, что после просмотра сцен насилия на экране их психологическое состояние не изменяется (7,30% респондентов мужского пола и 15,21% — женского).
Однако большинство респондентов отметили иное: расстроенность (15,78%; респондентов женского пола здесь в четверо больше, чем мужского), подавленность (13,33%; респондентов женского пола на 6% больше, чем мужского), взволнованность (13,11%; респондентов женского пола на 4% больше, чем женского), замкнутость (9,11%, без заметной гендерной разницы), безразличие (9,11%, без существенных гендерных различий) и агрессивность (8,44%, без существенной гендерной разницы в ответах). Таким образом, разного рода негативные чувства после просмотра экранного насилия испытывали 54,24% опрошенных. И почти каждый десятый из опрошенных ощущал у себя повышенную агрессивность.
Из всех возрастных групп наиболее часто отрицательные эмоции от контакта с экранным насилием испытывают младшие школьники.
Отношение учащихся к размышлению о сценах насилия, увиденных на экране
А) возрастная группа 7-8 лет
Только 8,00% (12,19% мальчиков и 2,94% девочек) младших школьников отметили, что забывают сцены насилия, увиденные на экране, сразу после просмотра. Зато 64,67% (54,88% мальчиков и 76,47% девочек) признались, что сцены насилия на экране запоминаются надолго.
Б) возрастная группа 12-13 лет
Похожая ситуация видна и в ответах подростков. 55,33% (63,38% мальчиков и 48,10% девочек) запоминают сцены «экранного насилия» надолго, в то время, как лишь 17,33% (12,68% мальчиков и 21,52% девочек) убеждены, что забывают подобные сцены тотчас же после завершения просмотра/сеанса.
В) возрастная группа 16-17 лет
Четверть аудитории (всего — 23,33%, юноши — 28,75%, девушки — 17,14%) ответила, что их психологическое состояние после контакта с экранным насилием не меняется. 34,67% (без заметной гендерной разницы) не склонна запоминать сцены насилия надолго. Однако 42,00% (36,25% юношей и 48,57% девушек) 16-17-летних отметили, что экранное насилие остается в их памяти длительное время. Иначе говоря, для данной группы респондентов идентификация с персонажами экранных текстов, «насыщенных насилием, выходит за пределы коммуникативной фазы и продолжается уже в реальной жизни»
Г) обобщенные результаты анкетирования учащихся трех возрастных групп 54,00% (без гендерных различий) опрошенных заявили, что сцены насилия на экране запоминаются надолго. И лишь 16,22% (18,02% респондентов мужского пола и 14,28% — женского) убеждены, что забывают подобные сцены тотчас же после завершения просмотра/сеанса. Дольше всего помнят об увиденных сценах насилия на экране младшие школьники (64,67%), особенно — девочки 7-9 лет (76,47%), следовательно, большинство из такого рода респондентов оказываются под воздействием эффекта «продленного экранного насилия».
Данные результаты прямо соотносятся с мировым опытом подобных исследований. Например, Дж.Кэнтор (J.Cantor) обнаружила, что на многих людей медианасилие оказывает сильное и длительное негативное воздействие. «В одном исследовании студентов двух университетов спросили, были ли они когда-нибудь так напуганы телепередачей или фильмом, что этот страх длился и после завершения просмотра. Результаты были ошеломляющими. Из 153 студентов, 90% сказали «да». (…) Более половины из этих студентов сказали, что у них были проблемы со сном и ухудшение аппетита, а 35% — что они впоследствии избегали или боялись ситуации, увиденной ими в телепрограмме или фильме. Многие из них перестали купаться в океане после того, как посмотрели «Челюсти» (некоторые вообще отказывались от плавания где бы то ни было), или стали боятся собак, кошек или жуков после того, как посмотрели ряд фильмов, показывающих этих существ в пугающем контексте. Что еще более примечательно, примерно четверть студентов сказали, что такие последствия длились более одного года после контакта со сценами медианасилия, и что та или иная передача или фильм все еще беспокоит их психику — даже, если просмотр был шесть лет назад!» [Cantor, 2000, pp.72-73]. Аналогичные российские исследования [Собкин, Глухова, 2001, с.2] показали, что о своих «медиастрахах» помнят 59,1% опрошенных.
Отношение учащихся к обсуждению сцен насилия на экране
А) возрастная группа 7-8 лет
В этой возрастной группе никогда не обсуждают сцены насилия на экране только 3,33% опрошенных, в то время, как 64,00% (71,95% мальчиков и 54,41% девочек) делают это регулярно.
Б) возрастная группа 12-13 лет
Процент подростков, заявивших о том, что они никогда не обсуждают сцены насилия на экране, также невелик — 10,00% (4,22% мальчиков и 15,19% девочек). Зато половина респондентов заявила, что делает это часто. Правда, здесь довольно велика гендерная разница: регулярно обсуждают сцены экранного насилия 83,10% мальчиков и только 20,25% девочек.
В) возрастная группа 16-17 лет
Процент 16-17-летних, заявивших о том, что они никогда не обсуждают сцены насилия на экране, еще меньше, чем у подростов — 7,33%. Вдвое меньше, чем подростков (23,33%, без заметных гендерных различий), заявило, что делает это часто. В опросе 1999 года регулярно обсуждающая сцены насилия аудитория составила 22,79% (полное совпадение). Никогда не обсуждают сцены насилия в данной возрастной группе 13,73% респондентов.
Г) обобщенные результаты анкетирования учащихся трех возрастных групп
Процент учащихся, заявивших о том, что они никогда не обсуждают сцены насилия на экране, не очень велик — 6,89% (5,58% опрошенных мужского пола и 8,29% девочек). Зато почти половина респондентов (45,78%, респондентов мужского пола здесь вдвое больше, чем женского) заявила, что делает это регулярно, что еще раз подтверждает степень влияния и популярности «экранного насилия» в аудитории несовершеннолетних. При этом процент любителей обсуждать сцены насилия наиболее велик у мальчиков 7-8-лет (71,95%).
Тип компании, в которой учащиеся предпочитают обсуждать сцены насилия на экране.
А) возрастная группа 7-8 лет
Результаты опроса младших школьников, зафиксированные в данной таблице, подтверждают данные таблицы 12 (приложение 2): авторитет родителей и учителей еще многое значит для 7-8-летних детей, поэтому в качестве главных собеседников по теме насилия на экране фигурируют родители — 34,67% (без существенной гендерной разницы), за которыми практически на равных следуют друзья — 31,33% (23,17% голосов мальчиков, 41,18% — девочек) и учителя — 30,00% (37,80% голосов мальчиков, 20,50% девочек).
Б) возрастная группа 12-13 лет
Как и по данным таблицы 12 (приложение 3), основная компания, с которой подростки обсуждают сцены насилия на экране — друзья (75,33%, без существенной гендерной разницы). Затем с большим отрывом следуют родители (18,67% голосов, также без заметных гендерных различий в ответах опрошенных) и учителя (только 4,00% голосов, при этом у мальчиков эта цифра вообще минимальна — 1,41%).
В) возрастная группа 16-17 лет
Лидирующая компания, в которой учащиеся 16-17 лет обсуждают сцены «экранного насилия», — снова друзья (66,00%; юношей — 60,00%, девушек — 72,86%). Затем со значительным отрывом идут родители (26,67% голосов; юноши — 35,00%, девушки — 17,14%) и учителя (только 2,00% голосов, при этом у юношей эта цифра вообще равна нулю). Гораздо большее количество 16-17-летних готово обсуждать проблемы экранного насилия не с учителями, а с незнакомыми людьми (5,33%). Результаты опроса 1999 года были практически такими же: приоритетный тип компании — друзья (64,18%), затем — родители (17,90%). Учителя также получили минимальное число голосов.
Г) обобщенные результаты анкетирования учащихся трех возрастных групп
Основная компания, с которой учащиеся разных возрастов обсуждают сцены насилия на экране в целом та же, что и компания для совместного просмотра — друзья (57,55%; ответов респондентов женского пола здесь на 10% больше, чем мужского). Вдвое меньше желающих обсуждать насилие на экране с родителями и впятеро меньше — с учителями. Таким образом, ни родители, ни учителя не воспринимаются современными учащимися в качестве собеседников на темы увиденного на экране. Это, бесспорно, свидетельствует о том, что как родители, так и учителя не уделяют должного внимания проблемам медиаобразования своих детей или учеников.